Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 18.09.2019, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сумкинская средняя общеобразовательная школа" 

Адрес: д. 59, ул. Красивая, с. Сумки, 
Половинский район, Курганская область, 641770
телефон: 8-35-238-9-86-10

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
...

ЕПГНУ

ДОНКУ

правительство

профсоюз

рособрнадзор

я родитель

отдых и оздоровление

сообщи о ребенке

профоборазование

министерство образования

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 131
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт

Нашей школе - 100 лет!

Задумываемся ли мы – почему светит солнышко? Нет, пожалуй. Мы привыкли к тому, что пришедшее по неведомым нам законам утро, а затем и кажущийся горячим размытый диск Светила – наполняют наш мир теплом и доверием. И в течение дня, чем бы мы не занимались – нет-нет да и поглядываем на небушко сквозь дорожную пыль или через зыбкое марево свежевспаханных полей: ага, вот оно, такое родное и нежное. Смотришь, смотришь на него – да и чихнешь от щекотки шаловливых лучей. И вспомнится, как в далеком детстве мы на спор смотрели на него: кто дольше продержится, не моргая. Укажите мне хотя бы одного человека, который хотя бы один раз не посмотрел на наше солнышко и не похвалил бы его за ненавязчивую, но такую нужную заботу? Не найдется таковых.

Уверен, что подобным солнышком осталась в памяти вот нескольких поколений сумкинских девчонок и мальчишек наша школа. Она жила и будет жить в нас всегда: выбором своего жизненного пути после ее окончания; в мыслях, которыми мы возвращались к ее порогу; в полевых цветах, собранных по пути к последнему пристанищу на местном погосте многих ушедших учителей; в благодарных словах к учителям живущим и продолжающим воспитывать уже наших внуков.

Я не верю в то, что каждая человеческая судьба предусмотрена свыше и определена наперёд. Ее, судьбу, определяет школа. Именно здесь формируется характер личности, закладывается основа мировоззрения, зарождаются ориентиры на будущую профессию, выявляются творческие наклонности, насыщается  совместными делами атмосфера коллективизма и товарищества.

Школа – это первотолчок, трамплин к ускорению в действии последующем. Трамплин для каждого – свой, первородный. Именно здесь мы не могли в полной мере осознавать свое место в мире, но уже тогда были причастны к великой тайне – тайне постижения знаний, которые веками лелеяли и копили старшие поколения. С каким наслаждением мы познавали буквы алфавита, лишь через годы узнав, что причисленные к лику Святых - Кирилл и Мефодий – наши, славяне, создали те буквы, которые будут сопровождать нас всю оставшуюся жизнь. Здесь мы научились ценить Русское Слово, понимать его суть, и далее – распоряжаться им по своему разумению.

Первая учительница… У каждого из нас она своя, неповторимая, оставшаяся в крепкой детской памяти, как вторая мама, а в чем-то даже и значимее. Закрою глаза и слышу: ее родной голос: «…мыла раму… Да не вертись, Володя, в угол поставлю!» И ставила, и не обижались мы за это на нее, а лишь лучше слушались и любили за строгость и за поглощающий детский разум поток знаний, оценить который смогли только через годы. 

Сельские учителя! Вы все были для нас первыми, ибо закладывали в наши неокрепшие в работе мозговые извилины законы физики и правила математики, историю, географию, обществоведение, язык свого народа, вечные произведения классиков русской и советской литературы. Мы уважали вас так же, как уважали в будущем умных преподавателей ВУЗов и военных училищ, руководителей предприятий и оборонных заводов. Мы любили вас так же, еще не понимая явного, как научились потом любить свое Отечество. Лично для меня слово – Учитель – самое важное, стоящее перед словом – Родина. Ибо с вас она и начиналась. Да не оскудеет на душевную теплоту и рассаду разумного, доброго, вечного ваше великое племя, ибо ждет вас новый благородный труд на незасеянной ниве первоклашек.

 Последний звонок… Плакали наши девчонки. А мы, с первыми ниточками усов над дрожащими губами, отворачивались в сторону, дабы не показать свою явную слабость. На выпускном, набравшись смелости, я пригласил на вальс самую-самую любимую учительницу. А потом мы группками бродили по улицам села до рассвета, распевая под гитару какие-то песни, а затем все вместе вышли на берег озера и встретили утро во всей его красе – мощное, сильное, обязательное. Вот оно! И поныне стоит перед глазами начало новой жизни, если можно так сказать – то взрослой. Учитель и Отечество, Солнце и Школа – нет ничего прекраснее не свете этих понятий!   

А потому замирают перед порогом школы наши сердца. Лишь теперь, через десятилетия мы понимаем, что не было в нашей жизни ничего более значимого и беззаботного, чем школьные годы. Лишь сейчас, когда мы уже знаем, что такое духовность, патриотизм, бренность бытия и горечь ошибок, приходит осознание той кропотливой учительской работы, на которую в те давние и не очень умные с нашей стороны действа мы смотрели, как нам казалось, чуть-чуть свысока: мол, чего это вы нас воспитываете, мы и сами почти что с усами. Лишь ныне ясно, что школа – тот незамутненный колодец, из которого мы пьем освежающий напиток молодости до сих пор, в глубине души надеясь, что он никогда не закончится. Сельские школы были и остаются неиссякаемым российским арсеналом нравственности и культуры, источником народного интеллекта, а сельские учителя – это последний, не сдающийся, бастион обороны от псевдокультуры Запада.

А потому еще здороваются на селе с незнакомыми людьми сельские ребятишки! Еще проходят встречи учеников разных поколений! Ведь шагнули из Сумкинской средней школы в большую жизнь тысячи юношей и девушек! Ведь вытираем же мы слезы радости от встречи с родными стенами! И встречаем детей и внуков, идущих с уроков с сияющими от удивления глазами. А это значит, что наша школа жива, она помнит о нас и любит.

Так давайте же и мы, бывшие выпускники, благодарными сердцами смотреть на нашу школу как можно дольше. И не моргая. Как на солнышко.

 

Владимир Филимонов, выпускник школы 1969 года.

   Из истории Сумкинской средней школы

Столетняя история сельской школы… Какие события и судьбы вместила она в этот вековой отрезок времени? Почему мы хотим знать об этом?

В своё время великий А.С.Пушкин признавался: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой её бог дал». В познании её, в любви к Отечеству, по словам поэта, «обретает сердце пищу».

Первые документальные упоминания о школе в деревне Сумки относятся к 1913 году. В «Справочной книге Тобольской епархии» к 1 сентября 1913 года значится: «…в дер. Сумках – одноклассная школа Министерства Народного Просвещения с 1910 года». (Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск. 1913. с.93). В другом источнике сведения о Сумовском (в документах того времени указано название в таком написании) одноклассном училище встречаются в «Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа 1916 г.»: «В 1910 году в д.Сумки Байдарской волости открыто одноклассное сельское училище Министерства Народного Просвещения». Далее в документе указано, что для этих целей выделено «из казны 700 рублей», училище открыто в «собственном доме. К 1 января 1916 года в нём обучалось 33 мальчика и 3 девочки».

Школьная сеть Курганского уезда сформировалась в 1913 году; к 1914 году, согласно архивным данным, в деревне Сумки Байдарской волости число жителей составляло 518 человек, детей от 8 до 11 лет – 67. Уже в 1914 году в отчётных документах сказано: «Сумовская одноклассная школа Министерства народного просвещения. Число учащихся в настоящее время – 40, число учащихся при введении всеобщего обучения – 67; учащих (т.е. учителей) - 1». Сохранились и имена первых учителей: Медведко Александр Андреевич, Соловьёв Алексей, Лавренов Павел.

В 20-е годы Сумкинская школа переживала события, характерные для всей Советской России: отделение школы от церкви, создание трудовых школ, ликвидация безграмотности (создание ликбезов), формирование пионерской и комсомольской организаций.

События 30-х и 40-х годов отражены гораздо подробнее, поскольку имеют больше документальных подтверждений; живы ещё участники и свидетели событий, чьё детство и юность пришлись на эти годы.

Об этом нелегком и важном времени воспоминания бывшего ученика, впоследствии учителя и  директора предвоенной Сумкинской школы А.С. Севастьянова: «Сумская НСШ… Бесконечно рад, что попал в Сумки. В родную школу, которая считается лучшей в районе… За минувшие годы заметно обновился педагогический коллектив и руководство школы. Директором  теперь – Иван Васильевич Сурнин, физик по специальности, Михаил Евгеньевич Плеханов остался преподавателем ботаники. Русский  язык и литературу вел Д.П. Печкуров, математику – его жена Л.Г. Печкурова, оба выпускники Курганского педучилища 1936 года. Среди новичков – М.Ф. Башкирова, Н.П. Кухтерина, К.А. Пахомова, а также воспитанники Сумской школы Михаил Колесников и Лазарь Леонов. Однако, несмотря на пополнение, преподавателей не хватало, и в первые месяцы мне пришлось по поручению директора  вести одновременно четыре предмета: историю, Конституцию СССР, физкультуру и рисование. Кроме того, был назначен классным руководителем выпускного седьмого класса, что считалось весьма престижным.»

В сентябре 1934 учебного года семилетняя школа была открыта в селе Сумки, в ту пору имевшая статус неполной средней школы. Директором её был назначен Лесовский Дмитрий Трифонович (через 4 месяца он был переведён на должность заведующего Половинским РайОНО), его сменил на посту директора Сурнин Иван Васильевич; завучем работала Васильева Клавдия Дмитриевна, потом заместителем директора стал Плеханов Михаил Евгеньевич.

После реорганизации Сумкинская НСШ располагалась уже в пяти домах по улице Красивой, в ней обучались дети не только из села Сумки, но других окрестных сёл: Байдары, Мало-Дубровное, Золотое, Дмитриевка, Булдак.

В 1939-1940 годах в школе обучалось 402 ученика. Успеваемость составляла 85%, закончило школу 47 выпускников. (По информации из альбома 1977 года музея Курганского института УУ).

В 1937 году состоялся первый выпуск из 7 класса Сумкинской неполной средней школы; последний выпуск школы-семилетки был в 1960 году, т.к. в июле 1961 года выпускными стали 8 и 10 классы. За 24 года деятельности Сумкинской НСШ её успешно закончили 548 выпускников седьмого                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                класса.

 Война крайне осложнила работу школы, но занятия не прекращались ни на день. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны школа продолжала работать: за пять военных лет семилетнюю школу закончили 147 учащихся.

Накануне войны ушли в РККА Сурнин, Печкуров, Тараторкин. В первые дни войны  записались добровольцами Колесников М.И., Ардов И.А., Плеханов М.Е., Плеханов А.Е. и многие выпускники школы.

Интересно и поучительно современному читателю заглянуть в содержание приказов военных лет директора школы: в них – привычное распределение учебной «нагрузки» между учителями школы, но есть и нечто такое, что характеризует работу педагогов в условиях военного времени. Вот фрагменты приказа №1 от 23 сентября 1942 года:

1. Иметь точные данные о количестве учащихся, не посещающих школу, знать их причину, побеседовать с каждым родителем, разъясняя им необходимость обучения детей, преодолевая трудности военного времени.

2. Организовать тимуровские команды… из учащихся, которые организуют починку поношенной одежды школьников, чья мать занята на полевых работах; организуют сбор вещей и поношенной одежды, зачинят её и обеспечат наиболее нуждающихся учащихся, заменят школьника на домашних работах…

3. Для организации горячих завтраков в хорошую погоду собирать колосья, уделяя этому 2 – 3 часа ежедневно.

Учебные занятия проводились в 2 смены. По воспоминаниям очевидцев,  в нескольких (кто говорит в 5, кто – в 6) малоприспособленных для учебы зданиях и постройках, размещенных в разных частях села.

На 7-10 детей был один учебник, а контрольные работы выполняли на страницах старых газет и журналов. Учителя работали без отпусков, как и все советские люди. Ремонт в школе, заготовка дров было делом учеников и учителей. После уроков все шли на колхозное поле или на ток работать. Особенно тяжелым оказался 1942-1943 год…

Несмотря на все тяготы, выстояла наша школа в годы войны, много воспитала порядочных да просто замечательных людей. Невозможно перечислить всех, чей героический труд, ратный подвиг выковал победу. Светлая память не вернувшимся с войны ученикам и учителям Сумкинской школы. Низкий поклон юным труженикам тыла, получившим образование в военное время.

В январе 1943 года приказом по школе продолжительность урока была сокращена до 40 минут, но в конце месяца школа вновь вернулась к урокам по 45 минут. В этом же 1943 году в приказе от 11 марта констатируется такой красноречивый факт военных лет: участие детей в работе взрослых. Цитируем: «1. За активное участие на пилке дров для школы учащимся 7 класса объявляю благодарность. 2. За честное и добросовестное отношение к общественной работе, в частности, на субботнике по обеспечению школы дровами ученику 7 класса Харламову Андрею объявляю благодарность. 3. Классному руководителю 7 кл. К.П.Севастьяновой за хорошую организацию субботника объявить благодарность с занесением в личное дело». (Сохранён стиль подлинника).

После окончания войны, в июле 1945 года, в Половинском районе введено обязательное семилетнее образование, поэтому неполная средняя школа была реорганизована в Сумкинскую семилетнюю школу, просуществовавшую до 1954 года.

Первые послевоенные годы тоже были тяжёлыми и голодными, об этом говорят распоряжения директора Сумкинской школы в 1947 году. Вот что мы узнаём из приказа №18 от 6 ноября 1947 года о награждении работников школы: «… премировать: учителя 3 класса Касьянова Н.И – 100 рублей, учителя 1 класса Никитину А.Г. – 50 рублей. … премировать техническую работницу Семёнову Д. – 50 руб., 5 кг. хлеба, 3 пуда картофеля; техническую работницу Парамонову Ефр. – 5 кг. хлеба, 3 пуда картофеля».

С 1954-го года начинается новая страница в истории нашей школы: с июля этого года семилетняя школа была преобразована в Сумкинскую среднюю школу, которая работает до сегодняшнего дня.

Какими заботами и делами была наполнена жизнь школы за эти последние полвека? Если сравнивать с военным пятилетием, то постепенно уходят материальные проблемы, связанные с обеспечением школьников одеждой, обувью, продуктами питания; на передний план выходят чисто педагогические вопросы: организация учебной и воспитательной работы, проведение спортивных соревнований, культура и досуг.

В 60-е годы коллектив учителей занимался организацией работы методических объединений (в 1965-ом году приказом директора создано шесть методических секций), которые проводили предметные олимпиады. Так, в апреле 1967 года учитель литературы Пестерёва С.Н. была командирована «в г. Курган ИУУ для участия в областной олимпиаде уч-ся с уч-ся школы Салминой В. – 10 кл., Немировой Т. – 9 кл.». (Сохранён стиль подлинника). В 1968 году учащиеся 9-х классов получили возможность побывать по туристической путёвке в Ленинграде.

Хочется отметить массовое участие школьников в спортивном и физкультурном движении. В апреле 1969 года в Сумкинской средней школе комплекс ГТО сдали 44 ученика, а участникам соревнований были присвоены спортивные звания и выданы «зачётные классификационные книжки спортсмена»; первый, второй и третий спортивный разряды по лыжным гонкам, лёгкой атлетике присвоены 225-ти учащимся.

Чем интересны семидесятые годы? Много нового в деятельности педагогов возникло в это десятилетие. Появились факультативные занятия по математике, истории и химии с учащимися старших классов и уроки военно-медицинской подготовки сандружинниц в 9 – 10 классах; начал действовать школьный кинотеатр. В субботнике в апреле 1973 года приняло участие 500 человек, заработано 689 рублей, заготовлено 378 кубометров дров, собрано макулатуры на 47 рублей. В октябре 1973 года школьники убрали картофель с 30 гектаров в совхозе «Комсомольский»; 102 ученика получили благодарность за добросовестную работу. В июне 1975 года впервые прошли военные сборы для юношей 9-х классов (22 человека), а среднюю школу закончили более шестидесяти выпускников 10-х классов.

Первого сентября 1984  года на базе Сумкинской средней школы организован первый в Половинском районе класс, в котором занимались дети с шестилетнего возраста. Работали с шестилетками молодые, энергичные педагоги Пензина Анна Никитична и Муратова (Тарица) Ирина Николаевна.  

Первый выпуск Сумкинской средней школы состоялся в 1957 году; в юбилейном 2010 году педагогический коллектив школы проводил в жизнь уже 54-ый выпуск.

Четверо учителей и двадцать восемь выпускников Сумкинской школы погибли  на фронтах в годы Великой Отечественной войны.

В 1963 году сдано в эксплуатацию двухэтажное здание школы.

В 1981 году построен новый корпус школьного здания.

   Самый многочисленный выпуск 10 класса был в 1975 году – 66 учащихся; самый маленький выпускной к

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СООБЩИ!!!
Помощь психолога
«Фонд поддержки де
РИМ

Copyright MyCorp © 2019